ГОСТ P ISO
9001-2001

Допуск
СРО

г. Чебоксары,
пр. Мира, дом 4, 3 этаж

На карте Написать письмо

тел.: (8352) 380-220
 факс: (8352) 379-220

Светодизайн
04 ноября 2009

«Дизайн может изменить мир. Дизайн обладает способностью влиять и менять нашу повседневную жизнь. Дизайн может улучшить жизнь для всех нас. Он может изменить наше поведение. Дизайн может сделать мир прекрасным, поэтичным и комфортным. Дизайн уже сейчас формирует современный ландшафт. Вот в чем сила и мощь дизайна»

Карим Рашид

Светодизайн

Свет и цвет
Свет и пространство
Свет и форма
Цвет и настроение
Светоцветовой комфорт
Естественный и искусственный свет

Свет и цвет

При одинаковой освещенности в интерьере теплый свет воспринимается светлее, чем холодный.

Цвета теплой тональности (желтые, коричневые, оранжевые, красные) выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.

При повышении уровней освещенности увеличивается число различаемых цветовых оттенков.

Рельеф, фактура и обработка поверхности могут быть не видны при окраске в черный, темно-синий и темно-коричневый цвет.

Светлота объекта зависит не только от его яркости, а также и от яркости фона, на котором он рассматривается: на ярком окружении объект темнеет, на темном - выглядит светлее.

Игра света, блики и прямой свет ламп (например, хрустальной люстры) при допустимых по дискомфорту яркостях создают в интерьере атмосферу торжественности, парадности и эффект посветления окружающего пространства. Контраст цветного объекта увеличивается на фоне дополнительного цвета: например, красный на синем, желтый на фиолетовом.

Свет и пространство

Пространство зрительно увеличивается с повышением уровней яркости (освещенности и коэффициентов отражения) пола, потолка и стен; черный цвет сужает, а белый расширяет пространство.

Темные потолки воспринимаются более низкими, а светлые – более высокими. Слишком светлые полы зрительно снижают высоту помещения. Более светлая торцевая стена расширяет узкое пространство. Цвета теплых тонов относят к выступающим (т.е., например, желтая стена кажется ближе), а холодных - к отступающим.

В небольших помещениях для зрительного расширения пространства и увеличения насыщенности светом нужно обращать большее внимание на повышение яркости стен (коэффициента отражения и освещенности), а в больших – пола и потолка.

Окна, картины, зеркала и другие световые акценты способствуют расширению пространства.

Светильники прямого света более уместны при освещении больших пространств. Линия светильников, расположенная по оси узкого помещения, дополнительно сужает пространство; лучшее в этом случае решение - сдвинуть эту линию к одной из продольных стен.

Обособленное пространство можно создать за счет локализованного зонального освещения; степень обособленности увеличивается с ростом яркости или освещенности в зоне этого пространства по отношению к фону.

Свет и форма

Свет - это важнейшее изобразительное средство управления формой объектов: он может повысить ее выразительность и способен разрушить ее.

Для лучшего выявления формы нужно выбрать преимущественное направление паления света; при равномерном освещении объемного элемента со всех сторон он может казаться плоским.

Необходимый моделирующий эффект можно получить при правильно выбранном сочетании общего рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом; при освещении объектов с глубоким ярко выраженным рельефом чаще всего превалирующую роль должен играть мягкий рассеянный или отраженный свет (к этому случаю относится и освещение лица человека). При применении светильников направленного света необходимо тщательно проверить возможности образования нежелательных падающих теней, способных разрушить форму и освещаемого, и близлежащего объектов, и интерьера в целом. При целенаправленном использовании падающих теней можно создавать на плоскостях помещения светографические изображения и разнообразные световые ритмы, обогащая форму и пластику интерьера.

Черный и синий цвета зрительно уменьшают размеры объекта, а белый и красный - увеличивают.

При карнизном освещении отраженным светом плоский потолок кажется провисающим при недостаточной яркости (освещенности) в центральной его части.

Цвет и настроение

Установлено, что цвет является сильным фактором эмоционального воздействия на человека, при этом одинаково важную роль играют и цветовой тон, и насыщенность цвета.
Активность воздействия возрастает с повышением насыщенности цвета и площади окрашенной поверхности.
Считается, что красно-оранжевые цветовые тона, ассоциируясь с цветом огня, оказывают возбуждающее действие, а зелено-голубые связываются в сознании с цветом листьев и неба и создают ощущение прохлады и уравновешенности. Почти всюду признано считать белый цвет символом чистоты; белые и черные тона подчеркивают парадность и праздничность обстановки. Существует далеко не бесспорное утверждение о том, что действие цвета на настроение человека меняется в соответствии с расположением цветов в спектре: от красного - цвета радости до фиолетового - цвета печали и траура. Эмоциональное воздействие одного и того же цвета может сильно отличаться в зависимости от климата местности, религиозных и национальных традиций и моды; имеют также значение характер, вкусы, привычки и воспитание людей.

Световой комфорт

Создание светоцветового комфорта, отличающегося уравновешенной световой обстановкой - важнейшая задача в дизайне интерьера, предназначенного для работы или спокойного отдыха.

К основным составляющим светоцветового комфорта относят: достаточные для выполнения заданной зрительной работы уровни освещенности; пониженные уровни прямой и отраженной блескости; баланс яркостей и цветностей пола, потолка, стен а также зоны зрительной работы; увязанной с цветовой отделкой, цветовую тональность искусственного освещения; повышенные цветопередающие свойства источников света и малую пульсацию освещенности на рабочем месте.

Уровень дискомфорта понижается при применении светильников рассеянного и отраженного света, использовании ламп пониженной мощности и применения отделочных материалов с повышенным коэффициентом отражения (особенно для наиболее активных поверхностей, попадающих в поле зрения). Зрительное утомление увеличивается при использовании в цветовой отделке насыщенных и разнообразных по цветовому тону цветов. В отделке больших поверхностей уместны цвета с малой насыщенностью.

Резкие перепады яркостей в поле зрения также приводят к росту зрительного утомления; однако, нельзя признать удачной световую обстановку с высокой равномерностью распределения яркостей из-за ее монотонности. Оптимальным можно считать отношение яркости в зоне зрительной работы к яркости окружения в пределах 3:1-10:1. Баланс яркостей пола, потолка и стен, присущий природному дневному освещению соответствует отношению 1:3:5 - 1:3:10.

Естественный и искусственный свет

Естественное освещение играет исключительную роль в жизнедеятельности человека вообще и в создании полноценного визуального окружения в частности. Высокие уровни освещенности и характерный спектр естественного света в сочетании с изменчивостью этих свойств в течение дня являются опорными сигналами биоритмической активности человека в течение суток. Длительное отсутствие или недостаток естественного света приводят к ухудшению самочувствия, упадку сил и стрессам - явлениям особенно характерным для немного» осенне-зимнего времени года.

Наиболее ценные визуальные свойства естественного света в помещении: контакт с внешней средой (природа, улица) и расширение благодаря этому внутреннего пространства интерьера; непередаваемая «живость» света, создаваемая, по-видимому, за счет регулярного н нерегулярного непостоянства распределения яркости по поверхностям, уровня освещенности и спектрального состава, «игры» солнечного света; очень высокие показатели качества освещения: максимальное качество цветопередачи, отсутствие пульсаций, насыщенность светом и при наличии солнцерегулирующих устройств - пониженные уровни дискомфорта и сбалансированная контрастность освещения. Показатели естественного света часто служат эталоном при создании осветительных средств, а образы природного освещения используются в дизайне искусственного освещения интерьеров.

К светотехническим проблемам естественного освещения помещений с окнами относятся трудности, связанные с перераспределением света в глубину помещения и регулированием поступления прямого солнечного света. Например, в жилых комнатах, освещенность в глубине может быть в 10-20 раз меньше, чем у окна и в облачный день составляет всего 0,5% от наружной освещенности, т.е. максимум 50-70 лк.

В глубоких помещениях целесообразно устраивать совмещенное или интегральное освещение, которое отличается тем, что в дневное время наряду с естественным освещением, играющим доминирующую роль, действует постоянное или регулируемое дополнительное искусственное освещение, согласованное по уровню освещенности, распределению яркостей, спектральному составу, расположению и форме светящих элементов с естественным светом. Для согласования естественного и искусственного света при устройстве совмещенного освещения рекомендуется:
– повышать уровни дополнительного искусственного освещения по сравнению с обычным вечерним освещением на 1 ступень в соответствии с нормами России, при этом освещенность должна быть не ниже 200 лк;
– в качестве искусственных источников света применять, как правило, люминесцентные лампы с индексом цветопередачи не менее 90 холодно-белого и белого света при ориентации окон на север, северо-восток и северо-запад и тепло-белого и белого света в остальных случаях;
– при выборе приемов освещения отдавать предпочтение поверхностным светящим элементам: в виде отдельно стоящих или сблокированных люминесцентных светильников, светящих панелей и потолков, разнообразных систем отраженного света со скрытым расположением источников;
– применять отделочные материалы с повышенными коэффициентами отражения: потолка не ниже 0,8, стен - 0,5, пола - 0,3; а при выборе цветовой отделки стен использовать малонасыщенные по цвету покрытия;

При декоративном оформлении интерьера следует учитывать следующие особенности и рекомендации, связанные с мерами снижения повреждающего действия света на материалы и изделия:
– наименее устойчивыми к действию света являются фотографии, рукописи и документы; произведения живописи (акварель, темпера или пастель) и графики; гобелены, кружева и одежда; коллекции марок или насекомых;
– для таких изделий уровни освещенности по нормам музейного освещения должны быть не выше 50 лк;
– наименьшим повреждающим свойством обладают лампы накаливания, наибольшим - естественный свет, особенно прямой солнечный;
– на выцветание наибольшее действие оказывает УФ, а на высыхание и коробление - ИК излучение;
– наиболее ценные и нестойкие к свету изделия предпочтительнее располагать в глубине помещения или в зонах без естественного света.

Другие похожие публикации: